Носитель языка в роли преподавателя.
Интервью еженедельнику "Самарское обозрение". Май 2008 г.
— Иностранные преподаватели - это специально подготовленные люди или достаточно быть носителем языка?
— Если мы говорим о качестве преподавания, эффективности языкового курса, то, безусловно, иностранный преподаватель должен иметь соответствующую квалификацию и опыт. И, конечно, быть просто носителем языка еще ничего не значит. У нас были студенты, которые рассказывали, как им «преподавали» носители языка, которые не являлись преподавателями. Эти занятия больше походили, скорее, на уроки чтения вслух. Естественно, никакого толка такие занятии не приносили.
— Какое образование, квалификацию должен иметь иностранец, чтобы преподавать свой язык у нас? Должен ли преподаватель-носитель языка знать русский?
— Помимо педагогического образования, существуют общепризнанные международные квалификации для преподавателей английского языка как иностранного, такие как CELTA и DELTA (соответственно, сертификат и диплом). Наличие подобных квалификаций дает право преподавать английский язык в любой стране мира и служит определенной гарантией соответствующего уровня профессиональной компетенции. Если вы изучаете иностранный язык в стране его носителей, то в абсолютном большинстве преподаватели не владеют русским, занимаетесь ли вы в интернациональной группе, либо индивидуально. Поэтому мы всегда рекомендуем своим студентам выезжать за рубеж с уже определенным уровнем владения языком. Я не вижу большого смысла выезжать за границу, чтобы начинать изучение языка с уровня алфавита – начальный этап подготовки можно освоить и на родине. Что касается языковых курсов в родной стране, то я рекомендовал бы брать уроки у преподавателей-носителей языка уже на более продвинутом, минимум – среднем уровне. Тогда вы будете более комфортно и эффективно осваивать программу.
— Как строится работа с иностранными преподавателями – их специально приглашают из-за границы для ведения курса или они живут в России?
— Чаще всего иностранных специалистов специально приглашают для проведения того или иного языкового курса. Заказчиками могут быть как отдельные студенты, так и организации. Продолжительность, формат, содержание курса также зависит от запросов и ожиданий целевой группы. Одним из партнеров Международного Образовательного Центра ОПТИМА СТАДИ является Norwich Institute for Language Education (NILE) – известное британское учебное заведение, специализирующееся на программах подготовки и курсах повышения квалификации преподавателей английского языка. Мы регулярно приглашаем специалистов NILE в Самару и Тольятти для проведения мастер классов и краткосрочных курсов повышения квалификации наших преподавателей, некоторые из которых затем выезжают в Англию, чтобы получить сертификат или диплом CELTA/DELTA. Среди преподавателей – иностранцев нередко встречаются те, кто уже продолжительное время живет в нашей стране.
— Какой преподаватель научит лучше: русский или англоязычный.
— Лучше научит профессионал и при этом не важно, отечественный это преподаватель, либо иностранный. И опять-таки, многое зависит от ваших целей и стартового уровня языка. Начальный уровень, с моей точки зрения, лучше осваивать с нашим преподавателем. Именно на этом этапе на занятиях больше уделяется внимание грамматическим основам, требующим толкования, пополнению лексического запаса. Со среднего уровня, когда студент все больший объем материала способен освоить самостоятельно, целесообразно включать занятия с иностранным преподавателем. Большой плюс в этом случае – грамотное построение преподавателем речи, грамматических структур, активная и, я бы добавил, актуальная, лексика, фонетика.
Павел Антипов
Генеральный директор
Международного Образовательного Центра ОПТИМА СТАДИ