Профориентация: всегда есть выбор... и он – за вами!
В сфере профессиональной ориентации я работаю уже 17 лет. За эти годы были встречи с разными людьми и разными судьбами. Радость, уверенность, удовлетворение, восхищение; но чаще – боль, горечь, разочарование, растерянность, недоумение, депрессия… «А при чем тут то, что Вы перечислили?» – спросите Вы. – Ведь мы собираемся поговорить о том, какую профессию и какое учебное заведение выбрать для дальнейшего обучения, карьеры». Да, именно об этом. И названные здесь чувства, состояния человека непосредственно и теснейшим образом связаны с выбором профессии, выбором образа жизни, а по большому счету – самой жизни. Немного неожиданно, правда? К сожалению, действительно, далеко немногие серьезно подходят к выбору своей будущей профессии.
Придя в 10 класс одной из школ города для проведения консультации по профориентации, я спросила учащихся: «Кто из Вас выбрал себе профессию?». В классе поднялась ( хотите – верьте, хотите, - нет) одна рука. «А остальные?» – с недоумением спросила я. Ответ был дружным: «А куда родители скажут, куда заплатят, туда и пойдем». Я думаю, комментировать не стоит.
Или еще один типичный разговор. В конце 2010 года я провела групповую консультацию по профориентации с последующим индивидуальным собеседованием в 9-10 классах одной из гимназий. Целью тестирования был выбор профильных предметов.
Одна десятиклассница не смогла прийти вместе со всеми и попросила с ней поработать в другое время. Она прибежала, сильно волнуясь. Речь была сбивчивой.
– А какой мне выбрать профильный предмет? Наверно, физику…
– Почему?
– Все так говорят. Говорят, престижнее, сдавать легче и поступить с ней легче.
– Куда?
– Пока точно не знаю, может, в технический университет, а может, нет. Но я забываю все всегда по ней, когда к доске вызывают. Все забываю. Я так волнуюсь, когда отвечаю…
– А тебе интересна физика?
– У меня хорошие отметки. И престижно…
– Так тебе нравится изучать данный предмет?
– Все говорят, что ЕЕ надо учить.
– Кто тебе говорит об этом ?
Немного сердясь и раздражаясь. «Все…»
– Не можешь ли ты мне привести конкретный пример?
– Знакомый один. Учится в СГАСУ (Самарский государственный архитектурно-строительный университет) на факультете ПГС («Промышленное и гражданское строительство»).
– А ты не в курсе, ему нравилось изучать физику?
– Да. Это его любимый предмет был в школе. Он здорово разбирается в ней.
– А еще кто рекомендовал тебе выбрать физику в качестве профильного предмета? Где они учатся?
– Две подружки. Учатся в Самарском Государственном Техническом Университете на машиностроительном факультете.
– А ты не спрашивала, будут ли они работать по специальности? И так ли им нравится физика, как тому молодому человеку?
– Нет. Не спрашивала. Скорее всего, нет.
– А что у тебя получается хорошо, что нравится?
– Я учусь хорошо, на «4» и «5». Легко даются гуманитарные предметы: история, обществознание, литература. Я не волнуюсь, когда по ним отвечаю, и все помню. И поспорить по многим вопросам могу, и отстоять свою точку зрения. А больше всего - люблю организовывать для людей какие-нибудь праздники, чтобы людям было весело, чтобы они радовались, и им нравилось. Люблю придумывать сама, а потом организовывать. И не раз это делала, вела программы. Хорошо получалось. И чтобы денег больше зарабатывать.
– Тогда почему тебе не выбрать одним из профильных предметов обществознание?
– Не знаю. С ним труднее поступить, ЕГЭ сложнее сдать, конкурсы выше.
Разговор продолжался еще долго. В результате проведенного тестирования, дальнейшей беседы девушка, одновременно и спрашивая, и сама себе отвечая, сказала: «И все-таки, гуманитарное направление, да?»
Мой ответ был следующий. Мы с тобой провели большую работу: ты ответила на вопросы предложенных тестов (профориентационных, личностных, интеллекта). По результатам тестирования и беседы определили твои профессиональные склонности, способности, твои желания и предпочтения; выбрали профессии, которые подходят твоему типу личности; проанализировали их востребованность на рынке труда, возможности карьерного роста, материального вознаграждения; рассмотрели «плюсы» и «минусы» профессий; обратили внимание на особенности твоей нервной системы, на те качества характера, которые помогут тебе и которые могут вызвать затруднения в освоении будущей профессии, и что с этим можно сделать. А также поговорили о различных формах получения образования, о том, где можно, кроме Интернета, получить информацию об учебных заведениях, о содержании профессий. Главное – ты получила алгоритм, технологию выбора профессии. Теперь еще и еще раз все необходимо проанализировать. Конечно, необходимо посоветоваться с родителями, поговорить с друзьями, но выбор – за тобой.
Выслушав меня, девушка сказала: «Хорошо, я еще подумаю. Главное – я поняла, что надо делать, на что надо обращать внимание, прежде, чем принять решение. Спасибо».
Два приведенных выше примера еще раз показывают нам то, что далеко не все и не всегда при выборе будущей профессии учитывают факторы, которые являются основополагающими: профессиональные склонности, способности, желания учащегося, состояние его здоровья, особенности нервной системы, личностные характеристики, а также материальные возможности получения образования. К сожалению, нередко родители воплощают в детях свои нереализованные мечты и желания (И тогда можно слышать: «Я сначала обучусь для мамы в медицинском университете, а потом пойду на дизайнера»); часто руководствуются соображениями престижа. А молодые люди нередко «идут за компанию» с друзьями или в то учебное заведение, куда легче поступить, лишь бы получить высшее образование. При этом они не придают значения тому, что рынок труда требует все чаще выпускников со специальным образованием, профессионалов, а не людей, случайно попавших в профессию. Сейчас, например, многие серьезные фирмы по результатам прохождения производственной практики приглашают студентов 4- 5-х курсов к себе на работу с перспективой карьерного роста и достойного материального вознаграждения.
Особенно важно грамотно подходить к выбору профессии, учебного заведения, когда решается вопрос об обучении ребенка в другой стране. Это очень высокий уровень стресса для него: изменение привычного образа жизни, отрыв от родительской семьи, адаптация к совершенно новым условиям - другой язык, культура, психология, правила поведения и многое другое. К тому же здесь очень важна самоорганизация личности, способность брать ответственность за самого себя во всех случаях жизни. К этому надо быть готовым.
Успешным по-настоящему, профессионалом своего дела можно стать только тогда, когда тебе нравится то дело, которым ты занимаешься.
Если Вас интересуют затронутые в статье вопросы или другие, касающиеся упомянутых тем, обращайтесь к консультантам ОПТИМА СТАДИ по телефонам в Самаре: (846) 270 93 44, 270 95 99. Наш электронный адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Мы поможем вам найти квалифицированного специалиста!
С уважением к Вам – директор Центра Горюнова Татьяна Михайловна, практический психолог, профконсультант, семейный консультант.