Harvard Business School
HBS как эталон бизнес-образования!
В 2008 году отметила столетний юбилей одна из самых знаменитых бизнес-школ мира - Harvard Business School. В очередном ежегодном рейтинге лучших бизнес-школ США с точки зрения отдачи от инвестиций в образование, составленном журналом Forbes, первое место заняла Tuck School of Business at Dartmouth – первые пять лет после ее окончания выпускник получает 115 000 $ в год. За ним расположилась Stanford Graduate School of Business, MBA которой приносит в среднем по 102 000 $, и Harvard Business School, чьи выпускники в среднем получают по 94 000 $.
Если Гарвардский университет, чьим подразделением является НВS, служит своего рода мировым эталоном качества высшего образования, то Гарвардская школа бизнеса играет аналогичную роль в бизнес-образовании.
НВS основана в 1908 году благодаря настойчивым усилиям президента Harvard University Corporation Чарльза Элиота. Он считал нетерпимым положение, когда в условиях повышенного спроса на квалифицированные кадры в области менеджмента один из старейших и престижнейших американских университетов не имеет учебного подразделения, специализирующегося в этой сфере. Тем более что конкурирующие американские вузы уже успешно работали в данном направлении. Скажем, Дартмутский колледж еще в 1901 году присвоил первые степени МВА своим выпускникам, которые впоследствии отлично зарекомендовали себя в самых различных отраслях экономики. Гарвардская школа бизнеса была открыта 1 октября 1908 года. Первым деканом стал Эдвин Гэй, преподавательский штат насчитывал 15 человек при 33 «регулярных» и 48 «специальных» студентах.
На острие кейс-метода
Уже в первые годы функционирования НВS заинтересовались научными исследованиями в своей области, что для того времени явилось самым настоящим новаторством — ведь тогда было трудно представить, что бизнес и менеджмент могут стать предметами научного исследования. Тем не менее в 1911 году при школе сформировали особое бюро бизнес-исследований (Bureau of Business Research).
Еще в начале XX века практиковавшийся в НВS научно-творческий подход к делу способствовал разработке знаменитой гарвардской модели бизнес-образования, которую ныне используют многие ведущие бизнес-школы мира. Дело в том, что гарвардские преподаватели очень скоро поняли: обычная учеба с помощью книг не подходит для постижения такой динамичной и близкой к повседневной жизни области знания, как бизнес. Чтобы усилить практическую направленность обучения, в 1911 году в НВS стали приглашать ведущих предпринимателей. Их главной задачей было обрисовать свои действия в различных ситуациях. Поскольку профессора не могли однозначно оценить правильность поступков руководителей компаний, они предоставляли студентам возможность самим проанализировать обстановку и выработать собственную стратегию. Так сформировался специфический гарвардский ситуативный метод (case method) обучения, который ныне считается едва ли не основополагающим в бизнес-образовании.
Однако новаторство НВS не ограничилось лишь введением необычной технологии обучения. Впервые предметом научного исследования и преподавания стали социальные и этические проблемы, возникающие при ведении дел. Так, в 1915 году в программу МВА включили курс «Социальные факторы в предпринимательстве» (Social Factors in Business Enterprise), положивший начало гарвардской школе исследований социально-этических аспектов бизнеса и разработке специальных учебных программ в данной отрасли.
Особенно плодотворными в деле становления и развития НВS стали 1920-е годы. С 1922-го в школе действует программа подготовки специалистов с докторской степенью, тогда же начало выходить издание Harvard Business review (ныне одно из самых авторитетных в сфере бизнес-исследований и бизнес-образования). В 1924-м case method был официально принят в качестве базы для методики обучения в НВS. В том же году президент The First National Bank of New York Джордж Бейкер пожертвовал НВS 5 млн $ на возведение кампуса. На эти деньги были построены пять зданий на Soldiers Field Road в Бостоне, которые до сих пор составляют основу студенческого городка Гарвардской школы бизнеса.
В 1943-1945 годах из-за Второй мировой обучение по программам МВА в Гарварде приостановилось. Вместо этого появились курсы переподготовки менеджеров для руководства экономикой в условиях войны. Но как только наступил мир, преподавание по программам МВА возобновилось. Большинство слушателей составили демобилизованные офицеры и солдаты. Многие из них пошли в НВS для того, чтобы впоследствии организовать собственное дело. Именно для них в 1947 году в Гарварде учредили еще одну новаторскую программу — двухлетний курс «Менеджмент в малом бизнесе» (Management of Small Enterprises). В 1959 году руководство НВS снова пошло на революционный шаг — в Гарвардскую школу стали принимать женщин. Первая из них получила диплом МВА в 1960 году.
Временем бурного роста научно-образовательного авторитета НВS и ее технической оснащенности стали 1960-е, 70-е и 80-е годы. В 1964 году школа обзавелась своим первым компьютером. В 1973-м в НВ5 разработали первую международную программу обучения — International Senior Managers Program, которую приняли на вооружение за пределами США — в одной из швейцарских бизнес-школ. В 1978 году профессор НВS Альфред Чендлер получил Пулицеровскую премию за работу «Менеджерская революция в американском бизнесе», а в 1985-м профессор Томас Маккроу стал пулицеровским лауреатом за работу «Пророки регулирования».
К периоду 1990-х относится высшее, наверное, научное достижение НВS — профессор Роберт Мертон получил Нобелевскую премию 1997 года по экономике. Годом ранее в процессе обучения впервые применили case method в электронном виде. Гарвардская школа бизнеса постепенно расширяла сеть своих научно-исследовательских и образовательных центров как в Америке, так и за ее пределами. В 1997 году был основан филиал в Силиконовой долине — California Research Center. Затем аналогичные центры появились в Азиатско-Тихоокеанском регионе (1999), Латинской Америке (2000), Европе (2003) и Индии (2006). В общем, НВS окончательно сформировалась как общемировой эталон бизнес-образования. Итог закономерен: за право читать в НВS лекции борются лучшие профессора, и в целом отбор здесь жесточайший, причем не только среди преподавателей, но и среди абитуриентов и студентов.
Главный критерий — практика
На первом курсе все слушатели независимо от специализации изучают обязательные предметы — финансовый учет и отчетность, бизнес-этику, производственный менеджмент, маркетинг, международную экономику, стратегию и ряд других. Второкурсники выбирают дисциплины, которые, по их мнению, пригодятся им в будущей карьере. Более того, можно посещать дополнительные занятия, идущие в рамках других магистерских программ.
В НВS по-прежнему господствует case method — на занятиях рассматривают конкретные задачи из мировой практики в интерактивной форме. Так студенты учатся анализировать различные ситуации и принимать правильные решения. Профессора в тесном сотрудничестве с предпринимателями ежегодно составляют около 350 ситуаций, максимально приближенных к реальным. Около 80% всех задач, используемых в других бизнес-школах по всему миру, сконструированы именно гарвардскими преподавателями.
Следует подчеркнуть: более половины времени программы МВА отдано практике, когда под наблюдением куратора слушатели изучают материал непосредственно в крупнейших компаниях, которые с удовольствием приглашают студентов НВS. Большинство педагогов имеют солидный опыт деятельности в области бизнеса. Таким образом, к моменту окончания школы слушатели становятся серьезными специалистами, они имеют знания по самому широкому кругу вопросов и максимально приближены к реалиям бизнеса. Практически все выпускники — будущие хозяева собственных фирм и успешные топ-менеджеры.
Другим столпом, на котором держится авторитет НВS, являются научные исследования. Гарвардские работы по бизнес-тематике принимают как учебный материал бизнес-школы всего мира. Кроме того, их задействуют уже состоявшиеся профессионалы. Об объеме исследований можно судить по обороту выделяемых денег — около 70 млн $ в год, причем НВS полностью финансирует свои проекты. Ежегодно преподаватели публикуют более 300 научных статей.
Гарвардская школа стремится привить питомцам масштабный взгляд на экономические проблемы. Она тесно связана с бизнес-организациями по всему свету. Исследовательские центры и представительства размещены во всех ключевых для бизнеса городах земли, включая Гонконг, Токио, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу и Париж. На занятиях слушатели обязательно рассматривают ситуационные задачи из области международного предпринимательства.
НВS - интернационал
Глобальному подходу к бизнес-образованию в немалой степени способствует и то обстоятельство, что НВS имеет одну из самых разветвленных и влиятельных сетей выпускников в мире — более 65 000 человек в 70 странах. По всей земле созданы клубы выпускников Гарвардской школы бизнеса, предоставляющие возможность не только налаживать тесные деловые и дружеские связи, но и проводить новые исследования. Ежегодно школа организует Международную конференцию выпускников. Попасть в это поистине всепланетное сообщество непросто – на MBA в Гарвардскую школу бизнеса пытаются поступить тысячи абитуриентов из самых разных мест.
В НВS учатся люди из более чем 60 государств, а преподаватели и исследователи представляют более 20 стран. Студенты активно участвуют в международных программах, ездят за рубеж для ознакомления с практикой. Все это свидетельствует о том, что атмосфера в школе характеризуется широтой взглядов и многообразием мнений, там можно встретить множество интересных людей.
Примерно две трети учащихся получают частичную финансовую помощь. Кампус НВS, занимающий 35 акров в зеленой зоне в центре Бостона, — это классические здания из красного кирпича. В городке созданы все условия, как для учебы, так и для отдыха. Здесь есть знаменитая библиотека Baker Library, научно-исследовательская лаборатория, капелла, основанная в 1959 году, фитнес-центр, кафе и рестораны. Слушатели могут жить либо в кампусе, либо в квартирах, предоставляемых Гарвардским университетом. В школе созданы различные клубы и секции по интересам. Студенты регулярно приглашают гостей для выступлений, проводят мероприятия.
Сайт школы: www.hbs.edu
Получить подробную информацию опрограммах в Harvard Business School Вы можете по телефонам ОПТИМА СТАДИ: (846) 270 93 44, 270 95 99. Наш электронный адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript